История семьи Кощеевых

     Самым первым и главным объектом нашего маршрута является усадьба Кощеевых. Здание усадьбы и прилежащие  к нему постройки, составляют уникальный комплекс памятников истории и культуры  РБ .

     Усадьба эта принадлежала дворянину Кощееву Владимиру Григорьевичу, который родился 4 июля 1853 года. Происходит из почетных личных граждан Вятской губернии Слободского уезда города Слободы. В 1874 году окончил Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт. По архивным документам на 1893 год Кощеев В.Г. был участковым мировой судьей 5-го участка Бирского округа в чине отставного капитана артиллерии, с 11 октября 1893 г. по 18 октября 1909 г. являлся председателем Бирской Земской Управы. Нам стало известно, что он имел чин титулярного советника в 1899 году коллежского советника – 1901 г. и статского советника – 1908 г..

     У В.Г. Кощеева была жена Татьяна Саввина, дочь Екатерина и сын Василий. По рассказам старожилов дочь от неразделенной любви покончила жизнь самоубийством. После смерти дочери мать сошла с ума. Сын или кто-то из самих братьев Кощеевых учился в Казанском университете.  Говорили, что у них была охранная грамота (мандат) за подписью В.И. Ленина, которая спасла их от раскулачивания. Жили они богато, к ним в гости приезжали помещики из близлежащих сёл и деревень. Во втором этаже в одной  из комнат была богатая домашняя библиотека, книги которой ушли на растопку печей во время коммуны.
     Из архивных документов мы узнали, что у Кощеевых имелось всего 900, 25 десятин земли: удобной – 850 и неудобной – 50, 25 десятин (лес, сенокос, поля и усадьба). Сеяли пшеницу, просо и горчицу. С местными жителями ближайших деревень они жили дружно: давали в залог зерно, советовали как вести хозяйство. До революции они продали свои леса государству.
     В начале 20-х годов они ещё жили хуторе Кощеевых, учредили трудовую артель для сохранения имущества. Рассказывают, что кто-то из Кощеевых жил там до 1924 года.
     В одном из рассказов старожилов есть слова: «Помню со слов дяди Коли, как он  на своих санях зимой отвозил семью Кощеевых до г. Бирска. Один из братьев произнес такие слова: «Придёт время, меня вспомнят, я никому не делал вреда ».  Дальнейшая судьба Кощеевых нам не известна.  Кто-то из братьев или сыновей переписывался с  жителем д. Айгильдино Асылбаевым Михаилом Александровичем. Письма приходили то ли из Саратовской области, то ли из Самары. Все  письма и документы во время репрессий были сожжены детьми Михаила Александровича.
     Из воспоминаний бывших учеников, мы знаем, что в 1947 году приезжал один из сыновей из г. Самары. В 1955 или 1956 году в школу заезжал человек в военной форме. Старшеклассники помогли вытолкать его застрявшую грузовую машину из грязи. Он долго ходил по школе, осмотрел всю территорию, побывал на кладбище и произнес такие слова: «Здесь и половины не осталось из того, что было».